Индивидуальное развитиеВ настоящее время существует большое разнообразие утвержденных Министерством Образования программ. Однако, все они, в основном, рассчитаны на "среднего" ученика. Между тем, каждый ребенок - это индивидуальность со своими особенностями и способностями, которые надо учитывать и развивать. Поэтому творческий педагогический коллектив школы "Праздник +", во главе с кандидатом педагогических наук Анатолием Николаевичем Загорским, использует авторские программы, направленные на развитие интеллектуально развитого и культурного человека. Концепция школы включает в себя шесть взаимосвязанных учебно-воспитательных направлений: - Психологическая культура
- Математическая культура
- Нравственная культура
- Физическая культура
- Лингвистическая культура
- Эстетическая культура
Авторские программы разработаны таким образом, чтобы знания из одной области ребенок мог применять при освоении учебных дисциплин других направлений. Математическая культураПрограмма освоения математической культуры включает в себя следующие разделы: - Математика (алгебра, геометрия) и конструирование.
- Информатика и машинная графика (рисование, черчение).
- Программирование (на разных языках).
- Теория шахмат (руководитель М.Е. Тайманов).
Мы включаем в понятие культуры математики не просто умение решать любую задачу или пример, а владение терминологией и понимание происхождения математических понятий. Большое внимание с первого класса уделяется культуре решения задач, не только математических, а любых. Учитель вместе с детьми вырабатывает общее алгоритмическое предписание решения любых задач: - Лингвистический анализ текста задачи.
- Перевод текста с одного информационного языка на язык соответствующего предмета, формирование модели задачи.
- Определение метода и способа решения задачи.
- Решение. Восходящий и ниcходящий анализ.
- Решение задачи другим способом (проверка).
- Методические выводы.
Реализация программы математической культуры значительно отличается от стандартной государственной программы тем, что все элементы разделов математики, которые изучаются в средней школе, включены в качестве пропедевтического курса в программу начального образования. Так в 1 классе дети складывают обыкновенные и десятичные дроби; во 2 классе на элементарном уровне, доступном для этого возраста, изучают синусы; в 3 классе - начинается курс математики на английском языке. Многолетняя практика подобного построения образовательной программы по математике показала, что это не увеличивает нагрузку на малышей, облегчает освоение алгебры и геометрии в средней школе. Физическая культураВ связи с тем, что в последние годы многие врачи отмечают общую физическую ослабленность детей, в нашей школе большое внимание уделяется физическому развитию и оздоровлению, для чего и была разработана программа физической культуры. Эта программа включает в себя следующие разделы: - Медицинское сопровождение.
- Физическое развитие:
- Общая физическая подготовка.
- Плавание.
- Оздоровительная гимнастика Цигун.
- Восточные единоборства.
- Бальные и спортивные танцы.
- Подвижные игры на воздухе.
- Лечебная физкультура.
Осуществление этой программы происходит таким образом, что еженедельно каждый ребенок обязательно занимается физкультурой 4 часа. Кроме того, он может выбрать в качестве факультативных занятий любое из перечисленных и заниматься дополнительно во второй половине дня. Медицинская служба школы проводит регулярные профилактические мероприятия. Подобная организация физической культуры позволяет успешно предупреждать заболевания. И самым надежным показателем для нас является то, что даже в период городских эпидемий простудных заболеваний наши дети практически не болеют, а, значит, - не пропускают учебных занятий. Лингвистическая культураПрограмма освоения лингвистической культуры включает в себя следующие разделы: - Обучение грамоте, внеклассное чтение, развитие речи.
- Правописание (фонетика, лексика, орфография, морфология, синтаксис и другие разделы русского языка).
- Каллиграфия, стенография.
- Литературное чтение (классное и внеклассное).
- Основы машинописи и делопроизводства (обучение слепому десятипальцевому методу печати на кириллице и латинице, освоение текстовых редакторов).
- Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский).
Освоение этих разделов происходит параллельно с постепенным углублением и увеличением объема знаний. Исключение составляет только изучение второго иностранного языка, который включается в программу обучения как обязательная дисциплина с 3 класса, а с 5 класса - третий иностранный язык. Включение (внедрение) в лингвистическую культуру такого нетрадиционного раздела как машинопись, обусловлено следующими причинами: - Работа с клавиатурой на раннем этапе обучения (уже с 4-х лет) помогает освоить алфавит; развивает мелкую моторику пальцев, что оказывает мощное влияние на развитие речевых центров мозга.
- Скорость печати значительно превышает скорость письма, а потому после того, как ребенок осваивает клавиатуру, выполнение заданий по русскому языку переносится на уроки машинописи. И это дает возможность ребенку полностью сконцентрироваться на грамотном письме. А формирование аккуратного красивого почерка происходит на занятиях каллиграфией. Такая организация работы с лингвистическими разделами обучения позволяет сделать программу освоения русского языка более интенсивной и более сжатой по времени, за счет чего можно, не увеличивая нагрузку на ребенка, расширить круг изучаемых дисциплин.
- Освоение машинописи является подготовкой к работе на компьютере.
| Психологическая культураПсихологическое обеспечение образовательного процесса строится по следующим направлениям: - Сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- курс "Психология общения";
- психологический театр.
Общая цель программы - создание атмосферы комфорта в школе; помощь учащимся, родителям и педагогам при решении психологических проблем. Для этого психологическая служба школы решает следующие задачи: - Изучение индивидуальных особенностей детей, которые влияют на процесс обучения (физиологические особенности, функциональная асимметрия мозга, особенности когнетивно-познавательной сферы, психологические характеристики личности, особенности направленности личности, социально-психологические характеристики личности).
- Формирование учебного коллектива класса (в количестве не более 10 человек) на основании социально-психологической совместимости детей и психологически прогнозируемой закономерности развития групповых и коллективных отношений.
- Разработка психолого-педагогической модели обучения детей с использованием наглядно-образного, эмоционально-игрового материала, приемов чередования ведущей активности полушарий, своевременной компенсации эмоционального, интеллектуального и нервно-соматического напряжения.
- Психологически обоснованный отбор педагогического персонала школы.
На основе всех данных, полученных при психологической диагностике, составляются индивидуальные рекомендации педагогам, при необходимости - коррекционные программы, проводятся консультации для родителей. Нравственная культураРоссийский закон об образовании гласит: "Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений". Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления. Поэтому нами была разработана программа нравственной культуры. Основные цели этой программы заключаются в следующем: - Побуждать ребенка к нравственному поведению, оказывать помощь в осмыслении этого поведения.
- Побуждать к нравственному самоопределению, к выбору основополагающих критериев истинно нравственного поведения.
- Воспитание ответственности в сфере межличностных отношений, подготовить подростков к супружеству и родительству.
- Проводить профилактику асоциального поведения.
Конкретные задачи этой программы решаются в ходе повседневной жизни школы: на уроках и вне их; кроме того, начиная со средней школы, вводится учебный курс "Мой мир и я", разработанный на базе Санкт-Петербургского Центра Педагогической Инициативы. Эстетическая культураВ последнее время экзаменационные комиссии отмечают, что в системе образования возник некоторый уклон в сторону математических дисциплин. А это означает, что в школах в большей степени идет развитие левого полушария головного мозга, то есть по сути это является однобоким развитием. Это обусловлено тем, что существующая учебная нагрузка не позволяет включать в программу обучения те дисциплины, которые развивают отделы головного мозга, отвечающие за развитие творческого мышления. Поэтому в нашей школе в программу обучения включен блок эстетической культуры. Программа освоения эстетической культуры включает в себя следующие разделы: - Политес (культура общения, этикет, этика делового общения, визаж).
- Фольклор.
- Прикладное искусство (флористика, бисероплетение, резьба по дереву, основы дизайна).
- История Санкт-Петербурга.
- История Отечества.
- Мировая художественная культура.
- Музыкальное образование:
- музыкальная грамота;
- эстрадная студия;
- хоровое пение;
- игра на фортепиано.
Эти дисциплины позволяют развивать у детей эмоционально-образное, художественно-творческое мышление, позволяют ребенку ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышают чувство личной самодостаточности. |